Определение доходности кредитного портфеля и методы ценообразования за кредитами

Цель проводки кредитных операций банка заключается в получении доходов, а потому именно этот параметр есть определяющим в выборе направления кредитования. Формируя кредитный портфель, менеджмент банка обычно руководствуется правилом - выдавать те кредиты, которые приносят максимальные доходы за других одинаковых условий.
Доходность характеризуется абсолютными (сумма доходов в денежном выражении) и относительными показателями (средний уровень доходности кредитных ресурсов). В общем случае доходность кредитного портфеля банка на протяжении зафиксированного периода зависит от объема портфеля и уровня процентных ставок за кредитами. Последний является обобщающим показателем, поскольку через уровень процентной ставки опосредованно учитываются и такие факторы, как продолжительность пользования кредитом (более длительный срок - высшая ставка), степень риска, метод начисления и способ уплаты процентов, обеспеченность ссуды.
Доход за кредитной операцией (в пределах года) исчисляется по формуле:
                                                                               (5.1)
где Еі — доход за і-ю кредитной операцией (в денежном выражении);  — процентная ставка за і-м кредитом (годовая); Vi — сумма і-го кредита (в денежном выражении);  — период кредитования за і-м кредитом (дне); BS — база расчета (360 или 365 дней).
Доходы кредитного портфеля банка формируются также за счет проводки залоговых и дисконтных операций с векселями, за которыми порядок исчисления доходов другой. Доход за вексельными операциями формируется в виде дисконта и исчисляется по формуле:
                                                                              (5.2)
где Еl — доход за l-ю вексельной операцией (в денежном выражении);  — ставка, за которой учитывается l-и вексель (годовая); Sl — сумма, на которая выдана l-и вексель; tl — период к дате погашения l-го векселя (дне).
Доход кредитного портфеля формируется за счет всех доходов, полученных банком от проводки операций кредитного характера за определенный период:

                                                                            (5.3)

где N — количество кредитов в портфеле; L — количество других операций кредитного характера.
Обобщающим показателем является уровень доходности кредитного портфеля, который рассчитывается как отношение суммы доходов от кредитных операций к объему предоставленных кредитов:

                                          (5.4)

где d — доходность кредитного портфеля (в процентах); V — объем кредитного портфеля банка.
Уровень доходности кредитного портфеля банка зависит от таких экономических факторов:

  • рыночная ставка процента;
  • объем и структура кредитного портфеля;
  • условия конкуренции на банковском рынке;
  • собственные возможности банка относительно выбора направлений и объектов кредитования.

На уровень процентной ставки за кредитом оказывает непосредственное влияние уровень кредитного риска каждого заемщика. Высокий уровень риска предопределяет и высшую кредитную ставку, и наоборот. Кроме того, кредитная ставка формируется под влиянием таких внешних и внутренних факторов:

  • спрос и предложения на рынке кредитов;
  • уровень конкуренции;
  • уровень кредитного риска конкретного клиента;
  • кредитная политика банка;
  • категория клиента, которая отображает, ориентированный ли банк на развитие отношений с этим заемщиком;
  • общий уровень прибыльности всех связей с клиентом;
  • стоимость кредитных ресурсов для банка;
  • уровень базовых ставок на рынке;
  • форма обеспечения кредита и стоимость контроля за его состоянием.

Все эти факторы по-разному влияют на ставку конкретного кредита. Например, высокий уровень кредитного риска клиента повышает ставку, а предоставление обеспечения снижает кредитный риск. Но с предоставлением обеспечения в форме залога материальных ценностей возрастают расхода банка, обусловленные необходимостью хранения залога или контроля за ее состоянием и ликвидностью. Эти расходы необходимо учитывать, устанавливая кредитную ставку.

При условиях высокой конкуренции банк вынужден поддерживать кредитные ставки на определенном уровне, который был бы приемлемый для клиентов и приносил бы прибыль. Кредитная ставка должна быть достаточно низкой, лишь бы заемщик не обратился к другому банка. Поэтому на высококонкурентных рынках кредитор быстрее принимает ставку, чем устанавливает ее. В результате процентная маржа банков имеет тенденцию к сокращению.

В процессе кредитования значительное внимание отводится выбора метода ценообразования за кредитом. В мировой банковской практике применяется несколько основных методов установления ставки за кредитом.

Метод «стоимость плюс». Учитывает стоимость привлеченных средств и все расходы банка из предоставление кредита. Процентная ставка за кредитом включает:

  • стоимость привлечения кредитных ресурсов для банка;
  • операционные расходы, связанные с процессом кредитования (заработная плата кредитных работников, стоимость обслуживания кредита, контроля за ним, стоимость управления обеспечением и т.п.);
  • премию за риск невыполнения обязательств клиентом;
  • премию за риск, обусловленный продолжительностью периода кредитования;
  • желательный уровень прибыльности кредита, который обеспечит достаточные выплаты акционерам банка.

Необходимым условием применения такого подхода к ценообразованию за кредитными операциями является наличие в банка эффективной системы учета затрат на каждым кредитом, а также управленческой информации.

Главный недостаток метода - игнорирование рыночных факторов, таких как спрос и предложения, состояние кредитного рынка, конкуренция, а также предположение, что банк точно может вычислить свои расходы в расчете на каждый кредит. Метод «стоимость плюс» используется на рынках с низким уровнем конкуренции.