Функции отдела кредитного анализа

  1.  Сбор и обработка финансовой информации о клиентах и перспективных заемщиках.
  2.  Анализ финансовой отчетности претендентов на получение ссуды.
  3.  Подготовка отчетов об утверждении кредитов и другой информации, необходимой для принятия решений о предоставлении кредитов.
  4.  Организация заседаний Кредитного комитета и регистрация решений.
  5.  Ведение картотеки кредитной информации (ККИ).
  6.  Подготовка ответов на запросы за кредитами из других банков и другие небанковские законные запросы.

Функции отдела кредитных операций

  1.  Подготовка, регистрация и проверка основной документации, которая касается кредитных операций банка.
  2.  Хранение кредитных дел, включая оригиналы договоров, документов на залог, гарантийных обязательств, сообщений и т.п..
  3.  Регистрация кредитов в бухгалтерских книгах, подготовка документации для осуществления бухгалтерских проводок в главной книге.
  4.  Поддержание юридических прав банка на залог регистрацией требований к заемщику и передачам права собственности банка.
  5.  Выставление клиентам счетов за процентными платежами за кредитами, комиссионным и другим собранием.
  6.  Подготовка документации, которая предупреждает об истечении срока кредитного соглашения.
  7.  Отчет о банкротстве клиента (за наступление соответствующих обстоятельств).

Функции отдела кредитного конроля

1. Периодическая проверка всех кредитов, предоставленных банком (например, не реже одного раза в год).
2. Систематическая проверка наибольших кредитов (например, каждые 30 или 90 дней).
3. Выборочная проверка кредитных дел и состояния кредитной документации.
4. Подробная разработка процедур проверки кредитов, которая имеет целью обеспечить контроль по важнейшим условиям каждого кредитного соглашения.
5. Постоянный контроль за проблемными кредитами. Увеличение частоты проверок как реакция на обострение проблем.
6. Учащение проверок кредитов при условиях экономического спада или в случае появления проблем в тех областях, где сконцентрированы кредиты банка (например, одна проверка по квартал).
7. Контроль за состоянием и ликвидностью залога, другим обеспечением кредитов.
8. Представление документации о проблемных кредитах и оценка величины возможных потерь за кредитными операциями.
9. Оценка риска кредитного портфеля банка в целом и разработка рекомендаций относительно необходимого объема резервирования.
Процесс проверки кредитов состоит из таких процедур:
а) проверка полноты и правильности документации в кредитном деле;
б) проверка соответствия реального графика платежей плановому графику;
в) проверка качества и состояния любого обеспечения за кредитом;
г) оценка возможностей получения в свое распоряжение обеспечения данного кредита и юридических прав на судебные действия относительно заемщика;
д) оценка соответствия выданного кредита кредитной политике банка и нормативам, установленным регулирующими органами;
е) прогноз возможных изменений в финансовом состоянии заемщика.

Благодаря контролю за кредитами менеджмент банка имеет возможность оценить совокупный риск кредитного портфеля и обосновать будущую потребность в наращивании банковского капитала.
Вообще организационная структура кредитной функции в каждом конкретном банке имеет свои особенности, обусловленные размерами, возможностями банка, а также нуждами клиентуры. В больших банках организационная структура может состоять из нескольких департаментов, которые включают разветвленную сеть отделов, секторов, комитетов, групп, экономических советов. Эти структурные подразделы специализируются на выполнении определенных функций кредитной процедуры, например, отдел отраслевого анализа, отдел кредитной политики, отдел кредитных продуктов, отдел кредитной документации, отдел экономических прогнозов, отдел кредитного процесса. В небольших банках выполнения все функции сконцентрированы в нескольких структурных подразделах.

Одним из обязательных элементов организации процесса кредитования и контроля есть определения систем утверждения кредита. Система утверждения кредита может быть одноступенчатой, когда кредитный работник имеет индивидуальные полномочия относительно предоставления кредита. Для уменьшения кредитного риска и влияния субъективных факторов банки обычно ограничивают индивидуальные полномочия, устанавливая лимиты кредитования. За такой системы кредитный работник имеет право подписывать кредитный договор без дополнительного согласования, а потому рассматриваемый подход называют иногда системой «одного подписи».

Чаще всего в банках в процессе кредитования применяется система «двойной подписи», которая предусматривает согласование окончательного решения относительно предоставления кредита со старшим должностным лицом — руководителем кредитного департамента (отделение). За такой системы кредитный работник рассматривает и анализирует кредитную заявку, а также принимает и обосновывает свое решение относительно предоставления ссуды. Информация в краткой стандартной форме подается руководителю и обсуждается, после чего принимается окончательное решение. Система «двойной подписи» также имеет ограничение относительно суммы кредита, который может быть предоставлено заемщику.

Кредиты, которые превышают лимит кредитования для системы «двойной подписи», необходимо утверждать на заседаниях Кредитного комитета. Это многоступенчатая система утверждения кредита, которая предусматривает рассмотрение кредитной заявки на разных уровнях: кредитный работник — старший кредитный работник — Кредитный комитет. Недостаток этой системы сравнительно с двумя только что рассмотренными заключается в том, что решения принимается дольше и повышаются расхода рабочего времени опытных специалистов — членов Кредитного комитета. Однако система утверждения Кредитным комитетом оказывает содействие снижению рискованности кредитных операций банка.