Контроль. Функции Кредитного комитета.

Проверка кредитов - непременное условие успешного осуществления банковского кредитования. Постоянный контроль помогает менеджерам заранее обнаруживать проблемные кредиты, а также проверять соответствие действий кредитных работников основным требованиям кредитной политики банка.

Основная цель контроля за кредитами заключается в том, чтобы не допускать повышения кредитного риска свыше установленного уровня.
Как известно, уровень кредитного риска постоянно изменяется, поскольку изменяются условия, за которые предоставляется каждый конкретный кредит. Изменения общей экономической ситуации ослабляют позиции некоторых заемщиков и вместе с тем увеличивают нужды в кредитовании потенциальных клиентов. Физический лица и частные предприниматели могут потерять работу или иметь проблемы со здоровьем, которое отрицательно отразится на их возможностях погасить ссуду. Рыночная стоимость и ликвидность залога также может изменяться и нуждается в постоянном контроле.

Итак, главное требование к процедуре контроля — это постоянность проверки и оценивание уровня кредитного риска. Согласно статистическим исследованиям, 80 % проблемных кредитов возникают через недостаточный контроль за уровнем кредитного риска. Другие причины, такие как неадекватная оценка кредита и кредитоспособности заемщика, неправильно проведенная структуризация, ошибки в кредитном договоре, порождают около 20 % проблемных ситуаций в кредитовании.

З обзора на важность контроля как метода управления кредитными рисками в банках создаются отдельные структурные подразделы из проверки кредитов. Чтобы обеспечить объективность, такие подразделы рекомендуется организационно отделять от кредитных отделов и управлений. Банки могут использовать разнообразные формы организации контроля, методы проверки кредитов, структуру подразделов в зависимости от специфики деятельности самого банка и его клиентов, нужд и возможностей, особенностей рынка и конкретной ситуации. Тем не менее существуют общие принципы и правила, которых должны соблюдать менеджмент каждого банка, формируя организационную структуру процесса кредитования.

Функцию предоставления кредитов необходимо отделить от функции контроля за предоставленными кредитами. В кредитном отделе целесообразно функцию кредитного анализа отделить от собственно процессу предоставление и оформления ссуды. Это будет оказывать содействие повышению уровня объективности оценки кредита и более осторожному его утверждению.

Обязательной есть организация работы Кредитного комитета и Комитета кредитного надзора. В состав этих комитетов входят руководители и ведущие специалисты банка, которые периодически собираются на заседание и коллегиально решают поставленные задачи, формируют кредитную политику, выносят решение о предоставлении «больших» кредитов и списание безнадежных ссуд. Комитеты не являются структурными подразделами банка.
Самую общую организационную структуру кредитной функции банка делает наглядным рис. 5.2.


Рис. 5.2. Организационная структура кредитной функции банка

Функции Кредитного комитета

  1.  Формирование кредитной стратегии и кредитной политики.
  2.  Утверждение организационной структуры процесса кредитования.
  3.  Определение направлений диверсификации кредитного портфеля и соответствующих лимитов за странами, областями, кредитными инструментами, заемщиками.
  4.  Оценка адекватности резерва для возмещения возможных потерь за кредитами.
  5.  Анализ кредитного риска портфеля и других существенных рисков, связанных с кредитованием.
  6.  Принятие решений о предоставлении больших кредитов.
  7.  Периодическое списание безнадежных кредитов.

Функции Комитета кредитного надзора

    •  Принятие изменений и дополнений к общей кредитной политике.
    •  Анализ и оценивания новых рынков, на которые нацеленный банк.
    •  Утверждение критериев приемлемости риска.
    •  Принятие новых кредитных инструментов, включая установление допустимого уровня риска за такими инструментами.
    •  Рассмотрение взаимоотношений банка с важнейшими новыми клиентами и увеличение объема кредитных операций с постоянными клиентами.
    •  Утверждение списка исключений из общих правил кредитной политики банка.
    •  Рассмотрение всех отчетов внутренних аудиторов.
    •  Принятие кредитных процедур.