Создание собственной базы финансовых коэффициентов

Банкам целесообразно работать над созданием собственной базы финансовых коэффициентов не только реальных, а и потенциальных клиентов, которые подали кредитные заявки. Даже в случае, если их было отклонено, такие лица могут получить ссуду в будущем. Для создания соответствующих массивов информации за областями и группами клиентов у банков есть объективные предпосылки. Ведь большей частью банки занимают определены сегменты рынка и работают с несколькими клиентами одной области. Итак, обслуживая клиентов одной или нескольких областей, банк имеет возможность собрать достаточную информацию для проводки сравнительного анализа, который облегчит процесс оценивания кредитоспособности конкретного заемщика и даст возможность достать его объективную характеристику.

Преимуществом метода финансовых коэффициентов есть простота, но в случае его применения следует помнить о ряде ограничений и недостатков, вследствие недооценивания которых можно получить неадекватную картину и сделать ошибочные выводы.

1. Под влиянием инфляции цена активов, отображенная в балансе, может значительно отличаться от действительной их стоимости, поэтому во время анализа коэффициентов одного предприятия за продолжительный период надо учитывать инфляционные изменения и проводить анализ зважено и осторожно.

2. Много больших предприятий и фирм имеют филиала и дочерние компании в разных областях экономики, поэтому средние значения финансовых коэффициентов для них разработать тяжело. Через это применение метода коэффициентов удобнее и эффективнее для анализа небольших, узко направленных предприятий, а не многоотраслевых фирм.

3. Иногда сложно сделать однозначные выводы относительно положительного или отрицательного значения коэффициента, поскольку одни и те самые количественные значения показателей могут быть следствиями разных причин. Например, высокий коэффициент ликвидности может свидетельствовать о сильную позиции предприятия или избыточную наличност, которые не приносит прибыли.
4. Выяснение действительного финансового состояния за методом коэффициентов усложняется из-за того, что во время анализа используются многочисленные показатели. Некоторые из них характеризуют деятельность предприятия с положительной стороны, другие - из отрицательного. Разносторонность и разнородность этих показателей усложняет выявление общих тенденций в финансовом состоянии предприятия. В таком случае необходимо использовать статистические приемы анализа, учитывая динамику коэффициентов.

5. Финансовые коэффициенты рассчитываются на основе данных отчетности, предоставленной банка клиентом, но такая информация имеет ряд недостатков. Во-первых, финансовая отчетность составляется на определенную дату, а итак, не отображает полностью процессов, которые происходят по период между датами составления отчетности. Во-вторых, в процессе подготовки отчетности может применяться «техника декорации витрин», т.е. могут выполняться финансовые операции, которые временно искусственно улучшают состояние предприятия для того, чтобы это нашло отображение в отчетах. В-третьих, для получения объективных результатов следует проанализировать значительное количество финансовых отчетов за ряд периодов, т.е. проявить динамику показателей для выяснения тенденции развития предприятия. Такой анализ не всегда можно провести за неимением данных, за невозможностью сопоставления результатов, а также нестабильность экономических условий, когда результаты анализа некорректно экстраполировать на будущее. В-четвертых, в финансовой отчетности констатируются факты, которые уже осуществились, т.е. ухудшение финансового состояния предприятия найдет отображение в балансе уже после того, как это состоялось, но такая ситуация для банка неприемлемая. Кроме того, к определенным группам заемщиков метод коэффициентов вообще не может быть примененный, например, к новообразованным предприятиям или заемщику - физический лица.

В международной банковской практике одним из наиболее распространенных подходов к определению кредитоспособности заемщика есть рейтинговые системы, ориентированные на учет как количественных, так и качественных характеристик клиента. Такие системы разрешают определить кредитоспособность с помощью синтезированного показателя - рейтинга, выраженного в баллах, установить границы интервала его колебаний и, в зависимости от количества баллов, определить принадлежность заемщика к тому или другого класса клиентов за уровнем риска.

Рейтинговые системы оценки предусматривают прежде всего выбор и обоснование системы показателей и их классификацию за группами. Эти группы ранжируются в зависимости от их значимости в оценке кредитоспособности клиента из позиций банка. Т.е. одни и те самые показатели могут иметь разную весомость в оценке кредитного риска с точки зрения разных банков, а также в зависимости от вида кредита. Например, в случае предоставления краткосрочного кредита важнейшее значение имеют показатели ликвидности и финансовой стойкости, за долгосрочного кредитования - эффективности производства, прибыльности и рентабельности.

Рейтинговая система оценивания кредитоспособности заемщика должны разрабатываться каждым банком индивидуально в зависимости от кредитной политики банка, стратегических планов, маркетинговых исследований и общих требований к качеству кредитов, предлагаемых центральным банком. Итак, рейтинговые системы отображают подход конкретного банка к оцениванию качества кредитов и могут существенно отличаться от банка до банка. Так, клиент, кредитоспособность которого есть слишком низкой для одного банка, может стать желательным клиентом в другом банка.
Фактически уровень рискованности клиента трансформируется в риск самого банка. Ведь риски, на которые натыкается заемщик, становятся банковскими рисками при условии установления кредитного отношения. В международной банковской практике приняийый, что каждый большой банк разрабатывает собственную рейтинговую систему оценки кредитоспособности заемщика. Это разрешает не только принять обоснованное решение относительно предоставления ссуды, а и определить такие условия кредитования, которые ограничат кредитный риск банка и станут основанием для заключения соглашения. В мировой практике кредитный рейтинг предоставляют специализированные компании - рейтинговые агентства, такие как Standard & Poor, Moody's, Fitch, Duff and Phelps.

Вообще процесс определения кредитоспособности заемщика в значительной мере есть творческим, а не механическим, и нуждается в от кредитных менеджеров глубокого знания экономики, специфики областей и предприятий, требует привычек собирания, систематизации и всестороннего осмысления фактического материала. Итак возникает потребность нагромождать разностороннюю и разнопрофильную информацию о заемщике. Эта задача не с простых, ведь часто в реальных хозяйственных условиях не так много время отведено для принятия решений о возможности и условиях кредитования.

Оценка финансового состояния заемщика осуществляется во время заключения кредитного соглашения, а дальше - не реже однажды на три месяца, а для банков-заемщиков - не реже, чем один раз в месяц.

Кредитный менеджер должен всегда помнить, что главной целью процесса анализа кредитоспособности заемщика есть оценивания кредитного риска и выявление источников возвращения основной суммы долга и процентов за кредитом, а не анализ финансового состояния клиента как такой.