Внутрибанковские источники информации

Внутрибанковские источники информации состоят из ведомостей о предыдущих контактах с клиентом в сфере как кредитных, так и некредитных отношений. Большое значение в этом случае имеют архивы банка, такие как картотека кредитной информации (ККИ), где сохраняются данные о кредитах, выданных клиенту раньше, о задержках и нарушении во время погашения займа.

Создание и ведение ККИ должны стать для банков одним из неотложных задач. В некоторых странах эта проблема решается на равные государства, и банки обязаны вести такие картотеки. Они становятся составляющими общегосударственной системы контроля за кредитами. Около тридцати лет действует такая государственная информационная система в Канаде, и любой банк может получить информацию о кредитном отношении с любым клиентом, который на протяжении этого времени обращался за кредитом к разным учреждениям, а это почти все фирмы и население страны. Кроме информационной, такая общая система выполняет и контрольную функцию, поскольку каждый клиент знает, что информация о нарушении условий кредитной сделки будет сохраняться и, возможно, станет преградой в получении нового кредита.

В Украине задача создания картотеки кредитной информации на общегосударственном уровне есть глобальным и неотложным, на чем настаивают и банковские работники. Но сложность этой проблемы, как организационная, так и техническая, не дает возможности рассчитывать на быстрое ее решение.

К третьей группе источников информации принадлежат ведомости, добытые за пределами банка, которые поступили от:
1) департамента банковского надзора;
2) других банков, которые обслуживали данного клиента;
3) деловых партнеров, которые имели контакты с заемщиком;
4) средств массовой информации (рекламы, рейтинги, данные об участии в выставках, объявление и т.п.);
5) статистических агентств и статистических информационных сборников, откуда можно взять данные об общем состоянии производства в области и перспективы развития, а также о месте предприятия и его продукции на рынке;
6) посещение предприятия, в процессе которого важно проявить уровень компетенции работников, которые возглавляют бухгалтерскую, финансовую и маркетинговые службы, административный аппарат, составить представление о состоянии имущества предприятия, оценить качество и конкурентоспособность продукции и услуг предприятия, возможности экспорта, зависимость от источников сырья и т.д.

Каждый информационный источник служит для освещения конкретной стороны деятельности клиента, когда анализируется его кредитоспособность, но важнейшей есть информация, добытая из рыночных источников вне границ банка. Во-первых, благодаря тому, что существует немало разнообразных рыночных источников информации, обеспечивается объективность и разносторонность анализа. Во-вторых, эта информация самая оперативная, поскольку именно рынок первейшим реагирует на изменения в состоянии предприятия еще до того, как эти изменения найдут отображение в финансовой отчетности. Задача кредитного работника состоит перво-наперво в проверке сигналов, которые поступают из рыночных источников информации, и выяснении причин их возникновение.

Всесторонний и обстоятельный анализ всей информации разрешает оценить кредитный риск клиента, который фокусируется на пяти основных аспектах:

  1. финансовый - определяет способность заемщика генерировать денежный поток, достаточный для погашения кредита;
  2. отраслевой - отображает процессы развития области и конкурентные позиции клиента и является составляющей общего кредитного риска заемщика;
  3. управленческий - оценивает качество менеджмента и эффективность руководства;
  4. качества обеспечения кредита - определяет уровень банковского контроля за залогом и возможности и условия ее реализации;
  5. морально-этический - отображает готовность заемщика к возвращению кредита.

В процессе анализа кредитоспособности клиента используются такие методы анализа: метод коэффициентов, метод группирований, метод сравнений, рейтинговые системы оценки. Выбор метода зависит от ряда факторов: типа экономической системы, степени развитости рыночных отношений, особенностей построения баланса и других форм отчетности клиента, отраслевых особенностей, вида деятельности, характера заемщика (предприятие, банк, физический лицо), формы собственности. Методы анализа могут использоваться параллельно, а также частично, дополняя друг друга. Так, количественные методы анализа не учитывают такой характеристики клиента, как репутация, тогда как рейтинговые системы оценки ориентированные на учет факторов субъективного характера.

Широкого применения, как в отечественной, так и в зарубежной практике, приобрел методы коэффициентов, который разрешает получить важные показатели деятельности клиента. Метод коэффициентов сводится к расчету соотношений между отдельными показателями или группами показателей (статей баланса), которые характеризуют финансовое состояние предприятия, и сравнение результатов с нормативными или средними значениями. Средние значения показателей исчисляются без учета размеров, области и специфики деятельности предприятия, которое снижает эффективность применения метода коэффициентов. Для получения более достоверной картины необходимо использовать отраслевые значения коэффициентов, которые бы учитывали особенности технологических процессов и продолжительность делового цикла предприятий.

Расчет средне отраслевых коэффициентов нуждается в обработке большого количества статистических данных, а потому для отдельного банка представляет значительные трудности. В развитых странах такие расчеты осуществляются централизованно на равные государства или специализированных статистических агентств. В Украине системы средне отраслевых  коэффициентов нет, поэтому можно рекомендовать банкам сравнивать два или больше предприятий, которые работают в одной и той самой области. Сравнительный анализ даже двух клиентов даст возможность выбрать более надежного заемщика.