Этапы и организация процесса планирования Процесс планирования состоит из нескольких этапов.

1. Сбор, оценка и анализ информации, которая включает экономические, правовые, социальные и политические факторы; перспективы роста и конкуренции на существующих и потенциальных рынках; финансовые перспективы в основных секторах экономики; слабые и сильные стороны банка.

2. Формулирование основной цели деятельности банка и конкретных задач, которые охватывают общие направления продвижения на рынке, корпоративные финансовые результаты, методы управления банком, приоритетные рынки и виды банковских операций.

3. Принятие решения и формулирование программы действий: установление конкретных количественных показателей - доходы, расхода, объем кредитов, убытки по кредитам, структура активных операций, структура депозитной базы и т.п.; конкретизация путей их достижения; перечень необходимых мероприятий; принятие решений относительно приобретения и использование ресурсов, расширение или изменения организационной структуры банка; кадровое обеспечение.

4. Документирование: письменное оформление планов в такой последовательности - стратегия, тактический план, бюджет, полный баланс и финансовый отчет на уровне подразделов и банка в целом.

5. Координирование и утверждение планов: общий обзор, переговоры, координация отдельных планов, утверждение плана на равные Правления банка.

6. Контроль за выполнением планов: анализ доходов, расходов, результатов и эффективности планов; проверка соблюдения сроков выполнения; в случае выявления значительных расхождений - анализ причин и разработку корректирующих мероприятий; обеспечение руководства банка информацией о ходе выполнения плана и добыты результаты.

Для реализации функции планирования в организационной структуре банка выделяется центральный плановый подраздел (управление) и плановые отделы по направлениям деятельности - планирование маркетинга, кредитных операций, инвестирование, доверительных операций и т.д. Такой подход разрешает привлечь к разработке планов высококвалифицированных специалистов, консультантов, экспертов, ведь от уровня подготовки кадров в значительной мере зависит качество плана. Нереальный и непрофессионально составленный план может причинить больше вреда, чем пользы, поэтому важно привлечь к планированию профессионалов.

Принципиальной есть требование отделенного и независимого функционирования планового управления. Необходимо, чтобы плановые подразделы не входили в состав финансового управления, были самостоятельными и подчинялись лишь непосредственно высшему руководству банка (исполнительному директору). В свою очередь, менеджмент банка должны взять на себя функцию обеспечения реализации банковских планов. Без такой поддержки система планирования не сможет долго существовать, поскольку плановые подразделы не наделены достаточными полномочиями и средствами влияния на другие организационные единицы.

Одним из важных аспектов организации процесса планирования есть осуществления функции мониторинга за выполнением планов. Эта проблема может решаться по-разному. Одни банки передают функцию контроля по плану аудиторским подразделам, другие создают для этого специальный подраздел, который анализирует всю информацию, информирует менеджмент об отклонении от плана, их причины и следствия и непосредственно подчиняется высшему руководству банка.
Функции руководства банка в процессе планирования сводятся к определению приоритетов развития, утверждение планов и контроля за их выполнением. Эффект от внедрения системы банковского планирования будет только тогда, когда высшее руководство банка будет рассматривать ее как необходимый элемент своей политики.

В практике работы отечественных банков планирования еще не приобрело обязательность, хотя отдельные банки в последнее время активно используют этот механизм в своей деятельности. Причин как объективного, так и субъективного характера медленного внедрения планирования в работу банков несколько. Достаточно высокие доходы от банковской деятельности сравнительно с международным уровнем давали возможность украинским банкам успешно функционировать и без применения сложных методов управления, в частности и планирование. Современному этапу развития присущее общее снижение доходности банковских операций, обострение конкуренции на внутреннем рынке, который побуждает банки к поиску новых источников получения прибыли. Существенную помощь в этом может предоставить внедрение системы планирования.

Прошлое десятилетие характеризовалось рядом экономических потрясений, которые происходили в Украине: гиперинфляция, спад производства, кризис неплатежей, разрыв экономических связей, кризисное состояние экономики в целом. Конечно, создание долгосрочных планов при таких условиях становится проблематическим, поскольку план строится на прогнозе, сделать который в такой ситуации невозможно.

Одной из причин медленного внедрения механизмов планирования в отечественную практику есть то, что система планирования вообще и стратегический план в частности не могут быть скопированные. Любой банк имеет индивидуальные особенности, связанные с организационной структурой, системой ценностей, внутренней культурой, кадровым составом, избранной системой и методами руководства. Все эти факторы нуждаются в адаптации системы планирования к конкретным условиям. Проблема усложняется недостатком опыта стратегического менеджмента в банковской сфере и соответственно подготовленных специалистов. Отрицательное влияние на процесс внедрения планирования в работу банков взыскивает заформализованный подход к разработке планов, который властвовал в советских времена, когда выполнение плана превращалось в основную цель деятельности организации.

Тем не менее банки, которые за таких сложных условий решатся на внедрение системы планирования в ежедневную деятельность, будут иметь бесспорные преимущества, поскольку первыми освоят технику разработки, корректирование и выполнение планов. Это даст им возможность занять достаточно крепкие позиции относительно своих конкурентов.

Своевременное осознание необходимости планирования разрешает сделать процесс внедрения безболезненным и провести его с наименьшими расходами средств и времени. Проблемы рациональной организации системы планирования в банка рано или поздно явятся перед менеджментом каждого банка, поэтому целесообразно сделать это как можно скорее, не ждя отрицательных проявлений, обусловленных недостатком четко налаженной системы. Если западные банкиры учили планировать у промышленников, то задача отечественных менеджеров в этом смысле облегчается - они имеют возможность воспользоваться уже приобретенным в мире значительным опытом банковского планирования.