Виды планирования банковской деятельности

Планирование охватывает все аспекты деятельности банка и в процессе реализации этой функции менеджмента используются разные виды планов. В зависимости от цели и уровня разработки плана выделяют такие виды планирования:

  • стратегическое;
  • тактическое;
  • оперативное.

Стратегическое планирование

Стратегическое планирование имеет целью определения основных целей и стратегии деятельности банка в условиях конкретного рынка. Это процесс разработки общей концепции, которая является основой для принятия ключевых управленческих решений относительно желательного уровня прибыльности, допустимого риска, методов ведения конкурентной борьбы, перспектив расширения деятельности. В процессе стратегического планирования менеджмент банка должны сформулировать ответа на такие вопросы: «Где находится банк? Где он должны находиться в будущему? Как достичь желательной цели?».

Стратегическое планирование является составляющей системы стратегического управления банком (рис. 2.1). Стратегическое управление коммерческим банком - это комплекс взаимосвязанных во времени и пространстве управленческих процессов и функций, которые обеспечивают реализацию миссии и стратегических целей деятельности банка.

Общая стратегия разрабатывается и реализуется для всего банковского учреждения как целой хозяйственной единицы на продолжительный период и, как правило, не предусматривает установления четких временных границ. Стратегия касается концептуальных, жизненно важных для банка направлений деятельности, а ее разработки начинается из определение системы стратегических целей банка. Ныне приоритетной среди стратегических целей деятельности банковские учреждения признаны рост рыночной стоимости банка.

Традиционно формирование стратегии не предусматривает четкой фиксации временных границ ее реализации (припускается, что банк будет функционировать всегда). Поэтому в стратегическом планировании количественные показатели и их конкретные значения, как правило, не устанавливаются. Стратегические планы нацелены на долгосрочную перспективу и базируются на анализе существующих тенденций развития экономики, финансовых рынков, а также содержат элементы прогнозирования и описание основных принципов принятия решений. В стратегических планах нет деталей, детализации положений и точных дат выполнения. Итак, стратегическое планирование (в отличие от долгосрочного) направлено не на простую фиксацию показателей банковской деятельности на долгосрочную перспективу, а предусматривает выбор таких направлений и сфер работы банка, которые обеспечат рост его конкурентоспособности. Т.е., стратегическое планирование является функцией направления развития банка, а долгосрочное планирование - функцией времени.

Рис. 2.1. Процесс стратегического управления банком

Стратегический план разрабатывается на высочайшему равные руководства банком, основные положения обязанности в формулировании плановых задач на уровне структурных подразделов. Разработка стратегического плана деятельности банка базируется на результатах стратегического анализа. Стратегический анализ дает возможность осуществить формальное описание банка как объекта управления, проявить его особенности и тенденции развития во взаимосвязи с внешней средой, а также сформировать информационную базу для прогнозирования и обоснованного выбора из набора альтернатив оптимальной стратегии. Важной чертой стратегического анализа является ориентация на перспективу.

В стратегическом анализе по обыкновению широко применяются качественные методы исследований (диагностика, интервьюирование, сканирование ситуации, эвристические методы, бенчмаркинг). Наиболее известная методика стратегического анализа SWOT, названная по начальным буквам английских слов: Stronghts — сильные стороны, Weaknesses — слабые стороны, Opportunities — возможности, Threats — угрозы. Этот подход дает возможность оценить сильные и слабые стороны деятельности банка, потенциальные возможности и риски. Логическим продолжением SWOT-анализа постоянная методика SPACE, в которой внимание сосредоточивается на финансовых аспектах деятельности, а потому она приемлемая для банков. Для исследования внешней среды используется методика PEST-анализа (названная по английской аббревиатуре: Policy — политика, Economics — экономика, Society — общество, Technology — технология), направленная на минимизацию отрицательного влияния макроэкономических факторов и использование благоприятной конъюнктуры рынка. Стратегический анализ разрешает обосновать стратегические целые деятельности банка, определить долгосрочные задачи и эффективные пути их реализации.

Следует отметить, что в условиях стабильной внешней среды стратегический план деятельности банка не нуждается в постоянном обновлении и корректировании. Тем не менее в современном мире тяжело найти экономические системы и финансовые рынки, которые развиваются автономно и не испытывают влияние глобальных факторов. Новые достижения в сфере компьютерных технологий и средств связи обусловили преобразование финансовых рынков на международный рынок, отдельные сегменты которого чувствительно реагируют на любые изменения в других сферах. Итак, побежалость стала основной характеристикой финансовых рынков. Но за современных экономических условий ни один банк не может успешно функционировать без разработки концептуальных основ своего развития, которые формулируются в виде стратегии. В условиях рынков, которые динамично развиваются, постоянного усовершенствования предлагаемых финансовых инструментов, обострение конкуренции стратегическое планирование превратилось на обязательную составляющую эффективного управления банком.