План деятельности банка

Планирование - это многоступенчатая и разветвленная деятельность, которая охватывает все аспекты организационного и финансового управления банком в контексте влияния внешней среды. Поэтому в процессе разработки эффективного плана следует учитывать не только внутренние особенности банковского учреждения, а и внешние факторы.

Внешняя среда, в котором вынужден работать банк, неоднородное, и потому его оценивают с точки зрения возможностей влияния со стороны банка.

1. Внешняя среда, на которую банк не может активно влиять и должны приспосабливаться:

  • политико-правовая сфера - регулирующие процедуры, налоговая система, система льгот и т.п.;
  • требования центрального банка, сформированные в виде обязательных экономических нормативов;
  • колебание деловой активности в стране и конъюнктура рынков;
  • социально-культурные особенности, присущие каждой нации, региона, которые необходимо учитывать для успешной деятельности.

2. Внешняя среда, на которую банк может повлиять, приспособиться, изменить или обойти:

  • сфера экономических отношений - выбор партнеров, клиентов, сегментов рынка, методов ведения конкурентной борьбы, развитие банковских услуг и инструментов, которые устраивают банк, выход на новые рынки;
  • коммуникационно-информационная среда - выбор систем и средств связи, передача информации, компьютерных систем, форм и уровней получения информации.

Результатом процесса планирования есть создания плана как документа, который регламентирует и направляет дальнейшее развитие банка.

В общем случае план деятельности банка должны охватывать такие аспекты:
1) подробное отображение задач, которые возникают перед банком;
2) характеристика банковского учреждения - ее целые, задачи, состояние внешней среды и возможность влияния на внешние факторы;
3) точное и четкое описание путей решения поставленных задач и ответственности за получение результатов;
4) определение конкретных значений финансовых показателей деятельности банка и описание качественных характеристик, которые не имеют количественных параметров;
5) определение проблемных зон, как реальных, так и потенциальных, а также сфер повышенного риска;
6) четкое описание роли и места банка в будущем; разработка мероприятий, необходимых для поддержания его платежеспособности, надежности и конкурентоспособности.
Разработка планов осуществляется как на уровне банка, так и на равные отдельных его подразделов, филиалов и отделений. Такие планы различаются между собой по смыслу, формой представления, постановкой задач, уровнем детализации и методами реализации.

Качество плана оценивается учитывая соответствие требованиям к научно обоснованного и документально зафиксированного плана:

  • соответствие избранной стратегии банка;
  • объективная оценка ситуации, которая сложилась;
  • согласование с возможностями и имеющимися ресурсами;
  • соответствие стиля руководства банком;
  • внутренняя совместимость всех планов;
  • реальность;
  • развернутое описание мероприятий и сроков их выполнения;
  • описание ожидаемых результатов;
  • наличие большого объема фактического материала, расчетов, прогнозов.

В процессе реализации процесса планирования возможна разработка корректирующих мероприятий, которые разрешают сместить акценты из деятельности банка как такой на результаты этой деятельности.