План деятельности банка
Планирование - это многоступенчатая и разветвленная деятельность, которая охватывает все аспекты организационного и финансового управления банком в контексте влияния внешней среды. Поэтому в процессе разработки эффективного плана следует учитывать не только внутренние особенности банковского учреждения, а и внешние факторы.
Внешняя среда, в котором вынужден работать банк, неоднородное, и потому его оценивают с точки зрения возможностей влияния со стороны банка.
1. Внешняя среда, на которую банк не может активно влиять и должны приспосабливаться:
- политико-правовая сфера - регулирующие процедуры, налоговая система, система льгот и т.п.;
- требования центрального банка, сформированные в виде обязательных экономических нормативов;
- колебание деловой активности в стране и конъюнктура рынков;
- социально-культурные особенности, присущие каждой нации, региона, которые необходимо учитывать для успешной деятельности.
2. Внешняя среда, на которую банк может повлиять, приспособиться, изменить или обойти:
- сфера экономических отношений - выбор партнеров, клиентов, сегментов рынка, методов ведения конкурентной борьбы, развитие банковских услуг и инструментов, которые устраивают банк, выход на новые рынки;
- коммуникационно-информационная среда - выбор систем и средств связи, передача информации, компьютерных систем, форм и уровней получения информации.
Результатом процесса планирования есть создания плана как документа, который регламентирует и направляет дальнейшее развитие банка.
В общем случае план деятельности банка должны охватывать такие аспекты:
1) подробное отображение задач, которые возникают перед банком;
2) характеристика банковского учреждения - ее целые, задачи, состояние внешней среды и возможность влияния на внешние факторы;
3) точное и четкое описание путей решения поставленных задач и ответственности за получение результатов;
4) определение конкретных значений финансовых показателей деятельности банка и описание качественных характеристик, которые не имеют количественных параметров;
5) определение проблемных зон, как реальных, так и потенциальных, а также сфер повышенного риска;
6) четкое описание роли и места банка в будущем; разработка мероприятий, необходимых для поддержания его платежеспособности, надежности и конкурентоспособности.
Разработка планов осуществляется как на уровне банка, так и на равные отдельных его подразделов, филиалов и отделений. Такие планы различаются между собой по смыслу, формой представления, постановкой задач, уровнем детализации и методами реализации.
Качество плана оценивается учитывая соответствие требованиям к научно обоснованного и документально зафиксированного плана:
- соответствие избранной стратегии банка;
- объективная оценка ситуации, которая сложилась;
- согласование с возможностями и имеющимися ресурсами;
- соответствие стиля руководства банком;
- внутренняя совместимость всех планов;
- реальность;
- развернутое описание мероприятий и сроков их выполнения;
- описание ожидаемых результатов;
- наличие большого объема фактического материала, расчетов, прогнозов.
В процессе реализации процесса планирования возможна разработка корректирующих мероприятий, которые разрешают сместить акценты из деятельности банка как такой на результаты этой деятельности.