return_links(1); ?>

Планирование банковской деятельности.

Процесс планирования в банке

Планирование банковской деятельности - это процесс определения целей на будущее и разработка путей их достижения. Планирование служит основой для развития внутренней системы банка с учетом влияния внешних факторов и есть одной из функций банковского менеджмента. Планирование нуждается во всеохватывающем и интегрированном оценивании банковской деятельности - сильных и слабых сторон, организационной и финансовой структуры, финансовых результатов, кадровой политики, контрольных функций банка.

В международную банковскую практику планирования пришло в 1960-те года. Основной причиной, которая заставила банки обратиться к планированию, было обострение конкуренции. Разработка планов, особенно стратегических, рассматривалась как один из действенных инструментов в борьбе с конкурентами за выход на новые рынки, привлечение клиентуры, поиск партнеров.

Обострение конкуренции предопределялось принципиальными изменениями, которые произошли в этот период в финансовом миру:

  • выход банков на международную арену, которое подняло конкуренцию на международный уровень;
  • возникновение новых финансовых рынков, которые изменили характер финансирования банков и компаний;
  • проникновение у банки компьютерной техники, которое помогло расширить возможности деятельности и усовершенствовать процесс планирования;
  • переход к методам диверсификации продуктов и услуг, а итак, значительный рост предложения в банковском секторе;
  • появление и активизация деятельности небанковских финансовых организаций - пенсионных, страховых, инвестиционных фондов, доверительных обществ, которые начали осуществлять операции, раньше присущий лишь банкам.

Почти сорокалетний опыт планирования в международной банковской практике уверенно довел безусловную важность и необходимость осуществления этой функции менеджмента для успешной работы банка. Многочисленные исследования свидетельствуют о наличии сильной корреляции между планированием и финансовыми результатами деятельности банка. Например, результаты долгосрочного исследования по изучению полезности стратегического планирования - проект «Влияние рыночных стратегий на прибыль» - разрешили проявить 30 факторов, которые целиком предсказуемо влияют на прибыльность банка.

Кроме того, исследование довели важное значение планирования не только на уровне высшего руководства банком, а и на уровне отделений и других структурных подразделов.
Хотя само по себе планирование не сможет обеспечить успех банка, тем не менее документально оформленный план приносит ощутимую пользу. Точное понимание целей банка помогает выбрать наиболее эффективные направления деятельности, а формальное (задокументированное) планирование значительно уменьшает риск принятия ошибочного решения вследствие недостоверности информации о внутренних и внешних факторах.

Среди менеджеров банков существует мысль, которая в условиях отвесных изменений на рынке составления планов в письменной форме не обязательное. Безусловно, при наличии эффективных действий на рынке неформализованный подход может быть успешным, но на протяжении непродолжительного периода. Неопределенность стратегии и тактики поведения на рынке в условиях обострения конкурентной борьбы не только не гарантирует успеха в будущему, а и ставит его под серьезное сомнение. Понимая всю важность планирования для дальнейшей успешной деятельности, менеджмент больших международных банков значительное внимание уделяет организации этого процесса как на корпоративному равные, так и в отдельных структурных подразделах.
В процессе разработки плана деятельности банка решаются такие основные задачи:

  • определение перспективы и будущего профиля банка;
  • определение целевых уровней прибыльности банка;
  • определение и характеристика сегментов рынка, который их имеет намерение обслуживать банк;
  • определение объемов ресурсов, необходимых для достижения целей, таких как материальные, финансовые и трудовые ресурсы;
  • разработка видов услуг, финансовых продуктов и технологий, благодаря внедрению которых банк сможет сдержать желательные результаты;
  • создание эффективных систем контроля за выполнением планов.

Разработка обоснованого плана деятельности банка базируется на результатах подробного анализа фактического положения банка и прогнозирование будущих форм деятельности. Анализ из позиций настоящего и будущего касается таких основных сфер управления банковской деятельностью:

  • управление источниками финансирования - методы и формы привлечения депозитов; наращивание капитала; развитие новых видов банковских услуг и продуктов; поиск надежных источников заимствования средств;
  • управление прибыльностью банка - эффективность операционной деятельности; уровень информационных технологий; финансовые результаты деятельности банка в целом и отдельных его подразделов и работников;
  • управление риском активных операций банка - кредитных, инвестиционных, внебалансовых;
  • управление комиссионными операциями - уровень операционного обслуживания; консалтинг; технические услуги; доверительные операции клиентов;
  • развитие контрольных функций - системы внутреннего аудиту; системы управления информацией; организация систем контроля за риском кредитного и инвестиционного портфелей;
управление персоналом банка - подготовка кадров; разработка систем набора, содержание и поощрение работников; усовершенствование организационной структуры банка.
return_links(); ?>