Оценивание деятельности банка.Бухгалтерская модель оценки стоимости банка

Бухгалтерская модель оценки стоимости банка (accounting model) базируется на данных финансовой отчетности. Соответственно нее курс акций определяется уровнем чистой прибыли, показанной в отчетности, в расчете на одну обычную банковскую акцию. Величина собственного капитала рассчитывается как разность между стоимостью отображенных в балансе активов и обязательств банка. Тем не менее вычисленная в такой способ величина собственного капитала, как правило, не совпадает с рыночной оценкой стоимости банка. Это следствие того, что данные о величине собственного капитала банка адекватно отображают действительность лишь в том случае, когда все статьи банковский баланс представлен в рыночных оценках, т.е. с учетом уровня связанных с ними рисков. Однако в данных бухгалтерского учета полностью учесть риски довольно сложно. В противоположность этому в процессе формирования рыночных оценок стоимости банка анализируются не только потенциальные выгоды, а и риски банковского учреждения. Это и предопределяет появление расхождений между рыночной и балансовой оценками величины банковского капитала.

Итак, бухгалтерская модель не дает реальной оценки рыночной стоимости банка, поскольку показанные в финансовой отчетности доходы редко бывают тождественные будущим потокам денежных средств, которые, согласно современной теории финансов, и определяют реальную (рыночную) стоимость акций любой компании, в частности банка. Адекватность бухгалтерской модели определения стоимости банка зависит от того, насколько точно бухгалтерская информация отображает реальную доходность и реальный риск банка. К этой модели аналитики вынуждены обращаться за недостатком других источников информации, кроме общедоступной финансовой отчетности. Преимущество такого подхода представляет его простота и удобство в практическом использовании, а также всеохватывающий, обобщающий характер, ведь бухгалтерский учет ведется на каждом предприятии и в банка, а составление финансовой отчетности обязательное для всех субъектов хозяйствования. Сейчас именно бухгалтерская модель остается наиболее доступной, понятной и популярной в деловом мире.

В отечественной практике существуют дополнительные аргументы в пользу использования бухгалтерской модели. Так, учитывая краткосрочный характер большинства финансовых операций банка, т.е. балансовых активов и обязательств, применение трудоемкой техники дисконтирования с практической точки зрения становится нецелесообразным. Кроме того, ставки процента лишь тогда адекватно отображают соотношение «доход-риск», когда их и в самом деле сформировано под влиянием рыночных факторов, чего нельзя сказать об условиях ценообразования внутреннего финансового рынка, который находится на стадии становления. И вдобавок внешнем относительно банке субъектам доступные лишь показатели деятельности, основанные на данных бухгалтерского учета. Опыт многих стран свидетельствует, что расхождения между бухгалтерскими и рыночными оценками большей частью не такие уже и неприемлемые.

Итак, если бы в бухгалтерской модели можно было бы урахувати значительную часть рисков, связанных с деятельностью банка, то это давало бы возможность на основании данных финансовой отчетности приобретать оценки, довольно близкие к рыночным.

Прибыльность отыгрывает важную роль в деятельности банка, поскольку достижение удовлетворительного уровня прибыли разрешает пополнять капитал, формирует основу жизнедеятельности и рост банка, а также обеспечивает приемлемый уровень дивидендных выплат акционерам.

В практической деятельности для оценивания деятельности банка используют такие показатели прибыльности, рассчитанные по данным бухгалтерского учета и финансовой отчетности банка.

1. Процентная маржа (процентная прибыль) банка определяется как разность между процентными доходами и процентными расходами.

2. Непроцентная маржа (непроцентная прибыль) банка исчисляется как разность между непроцентными доходами (комиссионные доходы, прибыль от торговых операций, полученные штрафы и т.п.) и непроцентными расходами (комиссионные расходы, расхода на содержание персонала, эксплуатационные расходы и т.п.). Показатель непроцентной маржи часто бывает отрицательным, поскольку непроцентные расходы, как правило, превышают непроцентные доходы.

3. Прибыль к налогообложению исчисляется как разность между общими доходами и общими расходами и состоит из процентной и непроцентной маржи.

4. Чистая прибыль ( это прибыль, которая остается в распоряжении банка после выплаты налогов (прибыль после налогообложения).
Приведенные показатели прибыльности измеряются в денежных единицах и в значительной мере зависят от размеров банка, а через это не пригодные для сравнительного анализа. Поэтому для выявления эффективности работы банка большей частью применяют относительные показатели прибыльности.

5. Чистая процентная маржа (ЧПМ) определяется как отношение разности между процентными доходами (ПД) и процентными расходами (ПВ) к активам (А) банка, %:

                             (1.1)

Чистая процентная маржа может исчисляться относительно рабочих или общих активов. В некоторых странах органы регулирования банковской деятельности считают целесообразным знаменателем этого показателя брать активы, которые приносят доход (рабочие активы). Такая мысль (основывается на том, что процентная прибыль нужно сравнивать лишь с той частью активов, которая генерирует совокупные доходы банка. По методике НБУ чистая процентная маржа исчисляется относительно общих активов банка. Предлагаемый метод исчисления имеет целью оптимизировать соотношение рабочих и нерабочих активов банка, поскольку активы, за которыми не получается доход, значительно снижают показатель чистой процентной маржи.

6. Чистая непроцентная маржа исчисляется как отношение непроцентной прибыли к общим активам банка.

7. Чистая маржа операционной прибыли определяется отношением разности между операционными доходами и операционными расходами (включая процентные) к общим активам банка.
Этот показатель можно подать в виде двух составляющих - процентной прибыли на единицу активов и непроцентной прибыли на единицу активов. Такое деление дает представление о соотношении доходов от основной деятельности (кредитов, инвестиций, лизинга и т.п.) и непроцентных доходов, полученных от предоставления платных финансовых услуг клиентам. С обострением конкуренции банки ищут новые, «нетрадиционные» источники доходов, которые дают возможность диверсификовать деятельность и повышать величину совокупной прибыли за счет непроцентных доходов.