Стратегический менеджмент. Операционный менеджмент

Однако и при таких условиях банк не превращается в благотворительную организацию. Умное объединение собственных и общественных интересов помогает ему улучшить свой имидж, привлечь более широкий круг клиентов, а итак, повысить прибыли. И, наоборот, банки, которые кредитуют игорный бизнес, производство оружия, наркотиков, вредные для окружающей среды предприятия, могут потерять клиентов даже за высшего уровня прибыльности.

Современный коммерческий банк является организацией с несколькими уровнями управления и операционной деятельности, между которыми существуют сложные взаимосвязи. Многогранность и универсальный характер деятельности большинства коммерческих банков постоянно усложняют управленческие системы, которая предопределяет выделение основных направлений банковского менеджмента.

Банковский менеджмент за признаком направления управленческих решений и временным горизонтом разделяют на стратегический и операционный.

Стратегический менеджмент направлен на формирование и реализацию глобальной концепции жизнедеятельности банковского учреждения. Целью стратегического менеджмента являются достижения долгосрочных конкурентных преимуществ на основе использования сильных сторон деятельности банка и учет преимуществ и рисков внешней среды. Такую цель ставит стратегический менеджмент. Суть стратегического аспекта управления заключается в обеспечении эффективной адаптации банка к изменениям внешней среды. В стратегическом менеджменте формулируется миссия и стратегическая цель деятельности банка, а также разрабатываются средства достижения поставленной цели. Последние формируются в виде общей стратегии деятельности банка и ряда функциональных стратегий, таких как финансовая, маркетинговая, кадровая, инвестиционная и др.

Избранная банком стратегия влияет на все сферы его деятельности: выбор направлений коммерческой деятельности, организационную структуру банка, подбор персонала с определенным уровнем квалификации и корпоративной культуры, определение круга клиентов и партнеров, решение технологических вопросов, формирование банковской инфраструктуры. Ключевые состава стратегического менеджмента определяются владельцами (акционерами) банка, как правило, на долгосрочную перспективу.

Операционный менеджмент направлен на реализацию стратегических решений в процессе ежедневного управления банковской деятельностью. Операционный менеджмент включает широкий спектр действий с осуществление банковских операций: предоставление финансовых услуг клиентам банка (кредитных, депозитных, расчетно-кассовых), проводка собственных инвестиционных, эмиссионных, межбанковских, биржевых операций. Задача операционного менеджмента заключаются в соблюдении нормативных требований регулирующих органов, поддержании ликвидности банка, рациональном управлении активами и пассивами с точки зрения соотношения их сроков и объемов, управление банковскими рисками. Операционный менеджмент включает управленческие действия, направленные на осуществление банковских операций в краткосрочном периоде, который, как правило, не превышает одного года. За функциональным признаком в операционном менеджменте банка выделяют такие направления: кредитный менеджмент, инвестиционный менеджмент, менеджмент денежной позиции банка. Стратегический менеджмент и операционный менеджмент тесно взаимосвязян, ведь оперативные управленческие решения являются элементом выполнения стратегии и направленные на достижения перспективных целей банка.

По направлениям деятельности банковский менеджмент разделяют на финансовый и организационный.
Финансовый менеджмент охватывает управление финансовыми процессами, которые находятся в компетенции банка.

Финансовый менеджмент банка включает такие направления управления:

  • активами и обязательствами;
  • собственным капиталом;
  • банковскими рисками;
  • прибыльностью;
  • ликвидностью и резервами;
  • банковскими портфелями - кредитным, ценных бумаг, реальных инвестиций;
  • процессом финансового планирования и формирование бюджетов.

Подробному рассмотрению содержания и методологии реализации обозначенных направлений финансового менеджмента в банковских учреждениях посвящены следующие разделы этого учебника.
Организационный менеджмент в банк направлен на решение проблем рациональной организации и управление коллективом, создание организационных структур и систем обеспечения деятельности банка.

Организационный менеджмент банка включает такие сферы деятельности:

  • обоснование рациональных организационных форм построения банка;
  • организацию систем контроля;
  • организацию систем безопасности банка;
  • управление кадровым потенциалом;
  • управление информационными технологиями.

В теории управление обосновано несколько основных типов организационных структур. Среди известнейших — рациональная бюрократия, описанная М. Вебером в начале ХХ ст.; адаптивные структуры, которые приобрели развитие в 1960-х годах; департаментализация. Под влиянием высоких технологий и информатизации общества возникают новые виды организационных структур: едхократичная организация, ориентированная во исполнение нестандартных и сложных работ (идея фирмы «Хьюлетт-Паккард»); многомерные организационные структуры, основанные на делегировании значительных полномочий структурным подразделениям и определение центров прибылей и центров ответственности; партисипативные организации, построенные на принципе активного участия каждого члена в процессе разработки и принятие управленческих решений; сетевые организации, которые предусматривают налаживание гибких отношений между поставщиками сырья, производителями и продавцами.

В банковской практике большей частью используют традиционные структуры и организационные формы построения. Для банковских учреждений характерна департаментализация, т.е. структурирование по основным направлениям деятельности и формирование подразделов, которые должны выполнять определенные важные для банка задачи. В этой организационной структуре заведено выделять функциональную и дивизиональную департаментализацию. Банки могут пользоваться обеими формами.

В случае функциональной департаментализации структурные подразделы банка разделяют по функциональным признакам, а типичными департаментами есть кредитный, ценных бумаг, валютный, работы с клиентами, межбанковских операций и т.п.. Такая организационная структура обеспечивает специализацию подразделов, повышение их профессионализма и используется большей частью в небольших банках.

Для больших банков эффективнее дивизионная департаментализация, когда формирование структурных подразделов происходит по географическим регионам, видам банковских продуктов или группами клиентов. Самой приемлемой есть дивизионная департаментализация для банков, деятельность которых диверсифицирована.

В отечественной банковской системе наиболее распространенными остаются дивизионо-региональные структуры, образованные по месту размещения филиалов банка. Основная цель такого подхода состоит в обеспечении адекватной реакции на изменения внешней среды благодаря четкому определению ответственности, ориентации на реализацию маркетинговой политики, учету специфики региона.

В последнее время в банках распространилась дивизионная департаментализация, ориентированная на потребителя. В этом случае низменность происходит по принципу обслуживания определенных категорий клиентов или предоставление конкретных банковских услуг. Например, в банках выделяются структурные подразделы по обслуживанию больших клиентов, корпоративных клиентов, физический лиц, операций с пластиковыми карточками. Однако в отечественных банках вследствие их универсализации преобладает комбинированный подход, который предусматривает объединение разных организационных структур.

Выбор рациональной организационной модели деятельности банка очень важный, так как большой мерой определяет его надежность, к которой общество ставит повышенные требования. Четкая организационная структура банка с подробными инструкциями и соответствующей организацией работы функциональных подразделов обеспечит коммерческому банку успешную реализацию своих функций и выбранной стратегии. И наоборот, недостаточное внимание к формированию организационной структуры приводит к нарушению логической взаимосвязи между этапами процесса принятия управленческих решений - анализа, планирование, контроля и регулирование.

Организация систем контроля имеет целью обеспечения стойкой и надежной работы банка, которая отвечала бы нормам действующего законодательства. Менеджмент должен обеспечить внедрение таких систем контроля, как внутренний аудит, внутрибанковский контроль, системы анализа качества активов и контроля за уровнем общего риска, а также систем контроля за деятельностью персонала банка, которые показывали бы, в какой мере работники исполняют свои обязанности и насколько их действия отвечают законодательству.

Процесс управления информационными технологиями состоит в отборе программного и технического обеспечения, которое бы отвечало нуждам и возможностям банка и его клиентов. Информационные технологии должны поддерживать процесс управления банком, но не опережать его развитие. Иначе технологии, которые не адекватные нуждам банка, лишь увеличивают расхода и не приносят ожидаемой отдачи. Технологии - это лишь инструмент, хотя и очень важный, и они не должны превращаться в самоцель. Поэтому банковский менеджмент должен определить необходимый уровень автоматизации и подобрать соответствующую технологическую систему, программное и техническое обеспечения с учетом последовательности выполнения программ и их способности к технологическому осуществлению банковских операций.

Организация эффективных систем безопасности включает создание надежной защиты конфиденциальности информации, в частности относительно данных о клиентах банка и обеспечение физической охраны активов. Оснащение безопасных хранилищ, перевозка наличных средств, ведение записей, документирование, компьютерный доступ, охрана - все эти вопросы должны решаться менеджментом банка. Одним из направлений организации систем безопасности есть юридическая защита, которая предусматривает проверку контрактов на предмет юридических следствий для банка, а также контроль за составом владельцев (акционеров) банка и правом собственности на контрольный пакет акций. За недостатком или несовершенством систем безопасности право собственности на банковское учреждение может перейти к другим лицам, которые приобретут определенное количество акций, которые оборачиваются на рынке.

Такие сферы, как организация систем контроля, безопасности и управление информационными технологиями имеют определенную специфику и нуждаются в специальном изучении и соответствующем уровне подготовки: знание правовых и юридических основ осуществления банковской деятельности, компьютерной грамотности, методики проведения аудиту и ревизии банка и т.п.. Поэтому эти вопросы отнесены к отдельным учебным дисциплинам.