Мониторинг риска

Одной из важных составляющих системы контроля за банковскими рисками есть внутренний управленческий контроль. Задача его сводятся к четкому определению и размежеванию должностных полномочий, обеспечение двойного контроля, ротации кадров, организации контроля за отдельными операциями непосредственно на рабочих местах, создание совершенных систем передачи и хранение информации. И хотя не существует такой системы внутреннего контроля, которая смогла бы предотвратить служебные злоупотребления, тем не менее правильно организованный механизм контроля существенным образом снижает уровень функциональных рисков.

Мониторинг риска — это процесс функционирования регулярной независимой системы оценивания и контроля за риском с механизмом обратной связи. Мониторинг осуществляется благодаря информационным отчетам структурных подразделов и отдельных должностных лиц, внутреннему и внешнему аудиту и аналитической деятельности специализированных служб банка. Отчетность, применяемая в рамках мониторинга, обеспечивает менеджерам обратную связь, а также предоставляет подробную сведенную информацию. Такая информация помогает анализировать текущую деятельность как с точки зрения рискованности, так и относительно принятия общих управленческих решений.
Каждый структурный подраздел банка, а также способны оценить риск специалисты имеют определенную часть информации, необходимой для всестороннего анализа риска. Создание соответствующей системы взаимодействия указанных собственников информации рассматривается как обязательный элемент управленческого процесса. Одной из форм реализации этого положения есть система мониторинга риска.

Для эффективного использования ресурсов банка, которые направляются на осуществление мониторинга, риски следует классифицировать за степенью их значимости для конкретного банка и внести в систему слежения лишь ключевые виды рисков. Все те риски, которые находятся за пределами установленных стоимостных лимитов, выводятся за рамки составления детализированной отчетности в системе мониторинга. Функция контроля осуществляется выборочно, а подробный анализ — лишь в случае поступления сигналов опасности, таких как нарушение сроков платежа, нарушение нормативов, лимитов и т.п.. При таком подходе гарантировано, что средства будут направлены именно на выявление и тщательное слежение за важными для банка рисками.
Система мониторинга рисков помогает корректировать текущую деятельность согласно сигналам предупреждения, которое их она генерирует с использованием механизма обратной связи. Результативность системы управления рисками в целом существенным образом зависит от эффективности системы мониторинга. При таком подходе к организации процесса управления менеджеры среднего звена отвечают как за надежность локальной системы, так и за воплощение у жизнь стратегических целей, сформулированных на уровне высшего руководства банка.

В больших банках для усиления контроля за банковскими рисками создаются комитеты управления рисками или специализированные отделы, которые действуют под руководством Совета директоров. Их задачам есть, в частности, сбор, обработка и анализ информации, которая поступает со структурных подразделов, ее обобщение и прогнозирование возможных сценариев для учета рисков на уровне банка в целом.

Отечественные банки проблему создания эффективных систем управления рисками еще должны решить. При этом важно использовать международный опыт и помнить, что становление практики управления рисками еще не завершено. Создать универсальную методику построения указанных систем нельзя в принципе, поскольку каждый банк по-своему уникальный, ориентированный на собственную рыночную нишу, возможности своих работников, упроченные связи. Механическое копирование удачной модели управления риском, созданной конкретным банком, приведет быстрее к отрицательным следствиям в другом банка.

На начальной стадии переходной экономики банки сталкиваются, большей частью, с трудноконтролируемыми внешними рисками, такими как риск изменения условий государственного регулирования, риск осуществления криминальных акций и т.п.. Такие риски нуждаются в создании особых систем безопасности, стоимость которых довольно высокая. Сравнение возможных результатов и расходов обнаруживает, что контроль за этой группой рисков экономически не оправдан. На фоне их определяющего влияния управления большинством финансовых и функциональных рисков становится нецелесообразным. На этом этапе потери от реализации рисков компенсируются за счет высокой доходности банковской деятельности, как одной из самых рискованых сфер экономики. С развитием рыночных отношений и осложнением банковских операций соотношения между указанными группами рисков изменяется. Наступает момент, когда создание систем управления основными финансовыми и функциональными рисками оправдано и целесообразное, а со временем эти действия превращаются в необходимые. Для отечественной банковской системы такой момент уже настал.

Следует заметить, что функционирование общегосударственной системы банковского надзора и контроля за рисками не может быть альтернативой создания собственных внутрибанковских методик анализа и систем управления рисками. Центральные банки подходят к оцениванию рисков из позиций надзора за деятельностью банковской системы в целом, а наиболее распространенным подходом к реализации этой функции есть установления нормативов и лимитов, проводка проверок на местах. Кроме того, центральные банки контролируют определенную группу рисков, таких как риск ликвидности, платежеспособности, кредитный и валютный, вместе с тем оценка некоторых важных видов рисков, например риска изменения процентных ставок, не проводится. Итак, лишь некоторые положения и элементы методики анализа и оценивание рисков центральных банков могут быть включены в состава собственной системы управления рисками каждого банка.

В развитых странах центральные банки осуществляют контроль за все более меньшим количеством банковских рисков, перекладывая эти функции собственное на банки. Ведь жизнедеятельность каждого банка существенным образом определяется совершенством систем управления рисками.